Замок в облаках
Быть ли нестандартной архитектуре на загородном рынке?
Загородный рынок — консервативный сегмент недвижимости, где прежде всего чтутся традиции. Дом — это воплощение мечты, чаще всего связанной с детскими впечатлениями, поэтому нестандартная архитектура встречается в загородном сегменте нечасто. Но, может быть, пора менять ситуацию? Может, стоит рискнуть и выпить в итоге шампанское?
Именно эта тема и обсуждалась на II Экспертном совете Клуба главных редакторов СМИ. Мероприятие называлось «Хорошо забытое старое, или Как девелоперы архитекторов оценивали». На совете рассматривали два проекта с очень необычной архитектурой, которая не оставляет никого равнодушным, выходит за рамки общепринятого и явно является для нашего покупателя совершенно новым продуктом.
Вьём гнёзда
Один проект презентовал Амир Идиатулин, глава архитектурного бюро IND Architects. Девелоперы оценивали планы по строительству загородного арендного проекта Tree House. Проект состоит из 25 домов со всеми удобствами, построенных на деревьях, вернее, на специальных сваях, их имитирующих. Такое строительство уменьшает плотность застройки, бережно относится к природе, сохраняя растущие деревья. Между собой все коттеджи соединены тропинками-мостиками, которые не касаются земли. Концепция жить в воздухе реализована даже в общественных пространствах, которые также приподняты.
Стоит отметить, что сама по себя идея не нова — такие дома-гнёзда весьма популярны в Скандинавских странах, да и домики для детей, пусть и менее комфортные и большие, весьма часто строят в кроне дерева. Однако для нашей реальности этот проект меняет шаблоны. Причём эксперты нашли в нём целый ряд плюсов и единогласно высказались, что такой проект для временного проживания вполне может оказаться коммерчески успешным.
Если подробнее о плюсах, то они следующие. Прежде всего, это проект — находка для водоохраняемых зон, а также для тех, кто стремится сохранить естественный ландшафт. Арсений Леонович, главный архитектор архбюро Panacom, отметил, что решение приподнять все строения прекрасно подходит для прибрежных зон, так как любые реки периодически разливаются. А Тимур Сайфутдинов, генеральный директор Point Estate, даже увидел здесь неоценимую коммерческую выгоду: «В России много рек, много пойм — можно построить множество гостинец на сваях, и это будут такие маленькие Венеции». Одним словом, красивая идея вполне может воплотиться в жизнь, если найдется девелопер, готовый в неё поверить.
Пирамидальная жизнь
Второй проект «Ветроград» представлял главный архитектор Института гелиотектуры Сергей Непомнящий. Своей задумкой проект уходит в террасное строительство в горной местности Европы, однако принцип этот предлагается реализовывать на наших равнинах. Этот проект также бережно относится к природе, но не путем малой плотности застройки, а, наоборот, плотность будет высокой, но сконцентрированной в одном месте, что позволит оставить нетронутыми обширную окружающую территорию.
«Ветроград» — террасный проект, напоминающий собой город-сад, где все квартиры имеют террасу, расположены ступеньками и изолированы друг от друга. В проекте квартиры расположены вдоль воображаемого склона, в результате чего все помещения имеют роскошные террасы и дальние панорамы, кроме этого, у всех квартир есть зимний сад. Освещение помещений происходит также с помощью атриума с верхним светом, зеркал и оптических корректоров. В результате квартиры имеют высокий коэффициент естественного освещения, гораздо выше принятого в наших домах. При таком строительстве, как отмечает Сергей Непомнящий, 30% площадей являются общественными, которые можно использовать под сады, школы, бассейны. Причём эти инфраструктурные пространства не надо отдельно строить, что выгодно для застройщика. По словам архитектора, себестоимость строительства этого проекта, по сравнению с другими, падает в разы: «Террасные дома обладают повышенной устойчивостью. Очень широкое основание, меньшие размеры верхних этажей. Совершенно обычные пролёты перекрытий, обычные конструкции бетонных колонн и пилонов. Так как квартиры развёрнуты поперёк фасада, то площадь наружных стен существенно меньше, чем традиционно. Вместо толстых наружных перекрытий — тонкие витражи, отделяющие жилые комнаты от зимних садов. Кроме того, представленная система обладает широким спектром вариантов застройки и подразумевает создание жилья разных классов».
Высокая плотность застройки и снижение расходов на инфраструктурную составляющую просто не могла не заинтересовать девелоперов, которые всё же высказали свои сомнения в экономической эффективности данного проекта, хотя согласились, что надо всё анализировать и просчитать.
В любом случае, архитекторы не стоят на месте и постоянно разрабатывают проекты, способные изменить наше окружающее пространство. Согласитесь, что жить в нестандартной архитектуре гораздо приятнее, чем в типовой. Но! Нестандартный подход — это риск, который может и не сработать, и который однозначно стоит денег. Поэтому многие высказались, что сейчас не время для таких проектов.
Опасения как они есть
Дмитрий Гордов, генеральный директор Landwerk, считает, что нельзя рассматривать проекты в отрыве от их экономики, так как любое новшество должно быть продумано и просчитано до конца. Инновации своей стоимостью могут отбить у девелопера любую охоту преображать эту среду. Специально для Квадрума Дмитрий Гордов сформулировал свою позицию так: «Как показала рыночная практика, любые нестандартные проекты активно развиваются в период стабильной экономической ситуации. Сегодня мы видим обратный тренд — типовое строительство вновь начинает активно развиваться, получая новую жизнь и новое прочтение, соответствующее современным представлениям об архитектуре и комфортной жизни. Это, в первую очередь, характерно для городсткого строительства, но и на загородном рынке имеет место быть подобная ситуация. Уход от архитектурных излишеств диктуется несколькими фактами — ценой строительства, стоимостью обслуживания и потенциальной востребованностью среди покупателей. Учитывая текущую экономику, вряд ли можно ожидать резкого увеличения спроса на оригинальные посёлки, богатые разнообразием форм и стилистических решений. В ближайшее время рынок будет стремиться к максимальному балансу между ценой и качеством реализуемых проектов. Посёлки с уникальной архитектурой останутся в элитном сегменте».
Такую же позицию высказала и компания Point Estate в лице управляющего партнёра Ирины Калининой: «Учитывая ситуацию на рынке и настроения клиентов, мы последнее время не рекомендуем девелоперам, заказывающим у нас консалтинговые услуги, начинать нестандартные архитектурные проекты. Дело в том, что наши клиенты — покупатели элитного загородного жилья — очень консервативны».
Получается, что необычная архитектура не востребована сейчас. Как отмечает эксперт, такие проекты не очень понятны клиенту, который изначально с опаской относится к чему-то непривычному: «Дома с нестандартной архитектурой покупают ради любви к искусству и красоте. Но в современных экономических условиях они просто не найдут своего покупателя. На кризисном рынке клиента волнуют гораздо более приземлённые вопросы: достроен ли посёлок, живут ли в нём люди, функционирует ли инфраструктура. Особенно сильно беспокоятся о том, сколько людей уже живёт в посёлке. Человеку важно понимать, что этот объект нравится ещё кому-то: если живут люди, значит, сможет жить и он. Видимо, в минуту опасности у человека обостряется чувство коллективизма. А на покупку дома с нестандартной архитектурой может решиться только очень богатый человек, готовый и не опасающийся тратить очень большие деньги на вещи, которых нет ни у кого. Но такие люди в наше время и в нашей стране стараются не выделяться. И если и покупают что-то эксклюзивное, то не здесь».
Дома с нестандартной архитектурой покупают ради любви к искусству и красоте. Но в современных экономических условиях они просто не найдут своего покупателя.
Кроме этого, Ирина Калинина отмечает, что такие проекты всегда дороги, так как необычный и непривычный товар требует больше затрат в продвижении, к нему надо приучать покупателя, о его достоинствах необходимо рассказывать. Кроме того, практика говорит, что любая нестандартная архитектура резко увеличивает себестоимость проекта. «Нужны специалисты, которые имеют нужную квалификацию и опыт работы с новыми технологиями. Необходимо контролировать качество строительства, а учитывая, что технологии новые, необкатанные, это потребует организации проекта с нуля, что также приведёт к удорожанию», — резюмирует эксперт.
Однако есть на рынке и иное мнение. Так, Екатерина Коган, руководитель департамента маркетинга семейства компаний Kaskad Family, убеждена, что новшества нужны всегда, даже в трудное время: «Мир не стоит на месте, и вместе с ним меняются потребности и предпочтения покупателей. Но выводить на рынок такие проекты необходимо после тщательной и детальной проработки. Если в проекте не учтены требования функциональности, удобства для потребителя, а имеется лишь некая оригинальная деталь, то такой проект востребован не будет сегодня. Если же нестандартный подход соответствует рыночным запросам, решает какие-то проблемы потребителя, делает его жизнь комфортнее, то, несомненно, такие проекты в сегодняшних условиях возрастающей конкуренции будут пользоваться повышенным спросом». Но в любом случае, эксперт отмечает, что нестандартные и продуманные проекты продавать легче, потому что они выделяются среди конкурентов. Однако экономика таких проектов должна быть разумной, деньги на ветер, а вернее, на идею, сейчас никто не выкидывает.
А Роман Коняхин, управляющий выставкой домов «Малоэтажная страна», настроен оптимистично: «Нестандартные проекты в последние годы особенно востребованы рынком. Строительство любого дома начинается с просмотра огромного количества каталогов будущими собственниками и выбора чего-то особенного, не как у всех». Безусловно, Роман оценивает рынок индивидуального строительства, но радует то, что там клиент готов платить за оригинальную идею, которая может быть внешней копией известного исторического здания, может быть проектом в национальном стиле, а может вообще быть непредсказуемой формой, например, в виде рояля или космического корабля.
Одним словом, необычная архитектура притягивает, а вот реализовывать её решаются лишь самые отважные. И не стоит думать, что эти отважные не умеют рассчитывать математические модели, умеют, но кроме этого умеют видеть плюсы и пути оптимизации. И именно благодаря таки людям мы можем рассчитывать на то, что облик архитектурной среды всё-таки не будет скатываться обратно к рациональному однообразию.